Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Торможение

Рассмотрим по порядку, зачем и когда мы тормозим. Исходя из дорожной ситуации жмем на тормоз по двум причинам: для какого-либо маневра (остановка, поворот и т.д.) и при определенных дорожных ситуациях (пробка, светофор, пешеходы, неровная дорога и т.д.). В первом случае все просто. Показываем поворотник, начинаем тормозить, выполняем маневр.

Во втором все гораздо сложнее. Многие водители учат так: «ты смотри за стоп-сигналами впереди идущей машины, когда они загораются ты тоже тормози». Исходя из этого, стоп-сигналы всегда должны быть чистыми. Но сам совет не верен. Конечно, если впереди машина тормозит, вам тоже это необходимо сделать. Однако чаще всего можно и нужно тормозить по ситуации, по возможности не после того как впереди идущая машина тормозит, а раньше. Иначе говоря, нужно учиться читать дорожные ситуации и находить причину торможения впереди идущих машин. Остановочный путь зависит от времени реакции водителя (когда нога лежит на педали тормоза и готова нажать не нее) и времени работы тормозной системы. В настоящее время многие автомобили оборудуются системой помощи при торможении (ABS). Однако она может помочь только в процессе торможения (уменьшит время работы тормозной системы). Вместе с тем, довольно часто сложные ситуации и ДТП происходят именно потому, что водитель долго думает, хотя уже нужно тормозить или готовиться к этому (многие такие примеры описаны этой статье).

С причинами торможения все понятно, теперь разберемся как нужно тормозить. Самое главное – нажимать на педаль тормоза без выжима сцепления (выжимать только на низкой скорости). Преимущества следующие:

1. Лучше торможение за счет подключения к данном процессу двигателя.

2. Меньше нагрузка на тормозную систему (тормозные диски, колодки, шины).

3. Практически исключен риск перегрева тормозной системы.

4. Почти исключена блокировка колес и, соответственно, меньше вероятность заноса автомобиля.

Еще раз повторю один из своих принципов – ездить нужно всегда одинаково. Многие водители считают: сейчас лето торможу с выжимом, зимой или на скользкой без него. Значительно безопаснее всегда тормозить без выжима сцепления и применять его в любых условиях (в сложной дорожной ситуации можно задуматься, а как сейчас нужно тормозить, и потерять бесценные доли секунды). Таким образом еще раз повторяю за рулем не думаем много. Самое интересное, что достаточно часто в фильмах показывают экстренное торможение именно с выжимом сцепления (авария в сериале "Атлантида" - здесь я могу согласится с неопытностью водителя, но эпизод из фильма "Угнать за 60 секунд", где главный герой, по сценарию, отличный водитель, мне не понятен).

Кроме того, нужно приучить себя к импульсному торможению и постоянно так делать. Можно выделить три разновидности данного способа: прерывистое, с повышенным и пониженным усилием.
ПрерывистоеДанный способ применяется чаще всего. Заключается в нескольких, различных по количеству, силе и продолжительности нажатий на педаль тормоза.
С повышенным усилиемПрименяется при движении по дорожному покрытию с минимальным коэффициентом сцепления. Первое нажатие на педаль должно быть предельно коротким и слабым. Однако в дальнейшем нужно увеличивать как время давления на педаль, так и силу торможения.
Ступенчатый, с понижением усилияПрименяется на дороге с высоким коэффициентом сцепления при движении с высокой скоростью. Первое усилие на педаль тормоза должно быть самым продолжительным, обеспечивающее максимальную степень замедления автомобиля, далее следуют кратковременные нажатия (дотормаживание), позволяющие контролировать процесс торможения на необходимом уровне.

Более подробно про основные способы и виды торможения читайте здесь.

При торможении не допускайте ситуации блокировки колес, если это все же произошло ослабьте давление на педаль тормоза (если автомобиль оборудован АБС, в момент блокировки произойдет так называемый щелчок, нужно быть готовым к этому и если необходимо тормозить и далее, нужно продолжать нажимать на педаль).

Не стоит забывать, что при торможении, особенно экстренном, возможно изменение направления движения автомобиля, поэтому может понадобиться корректировать это рулем. Причем при торможении импульсами корректировать это нужно во время, когда тормоз отпускаем. Вообще торможение и руление - взаимоисключающие вещи, и одновременно их делать не нужно. Поэтому всегда старайтесь тормозить, когда машина едет прямо. Также стоит отметить, что торможение, как и любой другой маневр – это процесс который влияет на других участников дорожного движения, поэтому тормозите плавно (кстати, плавность – это один из принципов безопасного движения, который детально рассмотрен в нашем кино).

При торможении, да и вообще при любом маневре, не забывайте смотреть назад. Мой инструктор любил приговаривать: «Обстановка сзади порой намного важнее чем спереди». При этом если скорость потока машин достаточно большая, а вы тормозите без последующего маневра (впереди видите плохую дорогу, пробку, красный светофор, или вообще плохая видимость т.к. разбиты на улице несколько фонарей, т.е. тормозите не для того чтобы повернуть, а для того чтобы снизить скорость), лучше всего перед торможением сначала коснуться педали тормоза без усилий пару раз, чтобы помигали стоп-сигналы. Этим вы проинформируете других водителей, что будете сейчас тормозить, и они будут к этому готовы. Также такое начало торможения поможет определить состояние дорожного покрытия (в первую очередь, его скользкость) и оценить все дальнейшие действия по торможению. Вообще лучше взять за правило всегда касаться педали тормоза, когда перестаете давить на газ.

Не забывайте при торможении и про дорожное покрытие. Торможение на дороге с неровностями желательно выполнять после их преодолении. Если двигаетесь по плохой дороге, тормозите на ровных участках. Также помните, что на «ухабистой» дороге иногда при торможении возникает резонанс, который раскачивает машину и может повредить подвеску. В этом случае лучше применять разные по продолжительности и величине тормозные усилия.

Все видят со стороны, что когда машина тормозит, то она как бы «клюет» носом вниз, ее центр тяжести смещается на передние колеса, однако если после это резко отпустить тормоз, машина может как бы «подпрыгнуть». Используйте это для преодоления неровностей на дороге («лежачих полицейских», железнодорожных путей). Перед этим желательно резко нажать на тормоз, а перед самым наездом передних колес ногу с педали убрать, тем самым значительно снизится нагрузка на подвеску машины, и сама езда будет более комфортна. Если быстро нажать на газ после этого машина как бы «подпрыгнет» и значительно лучше перенесет данное препятствие. Все это превосходно показал Тимур Бекмамбетов в фильме "Особо опасен". В этом случае удобнее тормозить левой ногой, чтобы потом нажать газ без задержки. Но помните, что торможению левой ногой нужно учиться. С первого раза может получится очень непредсказуемо, поэтому прежде чем так делать, потренируйтесь в безлюдном месте.

С этим связана одна тонкость остановки автомобиля, которая очень сильно заметна у новичков, но и многие бывалые водители этого не знают. Большинство водителей, когда машина остановилась, убирают ногу с тормоза. Всем знакомо это ощущение, когда после этого откидывает назад. Чтобы этого не происходило, нужно убирать ногу с тормоза на долю секунды раньше, до полной остановки машины. Сложнее выполнить данный маневр, когда машину нужно остановить на спуске или подъеме, пусть даже не очень большом. Если убрать ногу с тормоза, машина просто покатится. Чтобы отката не происходило и здесь, нужно в самом конце торможения постоянно нажимать все сильнее и резче на тормоз и отпускать, чтобы практически полностью исключить обратный импульс. Когда машина остановится, давим на тормоз и держим.

Определенный навык нужен при торможении на плохой (ухабистой) дороге. В этом случае нужно применять разные по продолжительности и величине тормозные усилия, чтобы исключить раскачку автомобиля.

Думаю, все знают, что после преодоления глубоких луж необходимо просушить тормоза, несколько раз легко нажав на педаль тормоза.

Про экстренное торможение есть целая статья. Там подробно описаны все действия водителя в той или иной дорожной ситуации.

В заключении несколько слов об использовании тормоза не для замедления автомобиля, а для информирования участников дорожного движения. Это редко используют водители, хотя моргание стоп-сигналами является одним из способов, предотвращающих наезд сзади в ваш автомобиль во время остановки. Лично я практически всегда нажимаю и отпускаю педаль тормоза когда «стою» на перекрестке или пробке последним. Это является дополнительным привлечением внимания других водителей, подъезжающих к моему автомобилю сзади.

Использование ручника

Для обычной езды я использую его крайне редко. На мой взгляд, ручник более предпочтителен для разного рода поворотов и разворотов в ограниченном пространстве.

Кстати, торможению посвящена одна из серий нашего мультика «Хочу права».