Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Реакция водителя

Изменение режима движения автомобиля достигается благодаря воздействию рук или ног водителя на органы управления. Выполнение двигательного акта в ответ на какой-либо раздражитель, воспринятый органами чувств, называется реакцией. Не всегда информация о необходимости изменения режима движения бывает прогнозируема, не исключены и неожиданные изменения дорожной обстановки, когда ее оценка осуществляется в условиях предельного дефицита времени. В этих случаях качество ответных действий зависит от скорости их формирования, оцениваемых временем реакции — интервалом от момента появления сигнала до момента начала реализации ответного действия. Различают простую и сложную реакции. Если простая реакция связана с ожиданием водителя сигнала, следовательно, характер ее однозначный и время ее имеет наименьшее значение, то сложная связана с выбором решений из ряда возможных.

Время реакций состоит из двух периодов: латентный (скрытый) период, измеряемый временем от момента появления раздражителя до начала двигательного акта, и моторный период, измеряемый временем выполнения двигательного акта. В течение латентного периода протекают психофизиологические процессы, связанные с ощущениями и восприятием, оценкой и прогнозированием ДТС, а также выработкой решения. Среднее значение времени латентного периода простой реакции на свет составляет - 0,2 с, а на звук — 0,14 с. Время латентного периода сложной реакции изменяется в широких пределах и зависит от множества факторов, в том числе от индивидуальных психофизиологических свойств, опыта водителя и характера ДТС. Для одного и того же водителя время латентного периода на один и тот же сигнал изменяется в зависимости от степени неожиданности сигнала. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала.

Так, среднее время моторного периода простой реакции на красный сигнал в возрасте от 18 до 22 лет более чем в два раза выше чем в возрасте 45—60 лет. Моторный период у различных водителей одного возраста в одинаковых условиях отличается незначительно. Это объясняется тем, что действия по управлению автомобилем отрабатываются систематически и неоднократно повторяются в повседневной деятельности.

Таким образом, обе составляющие времени реакции зависят от степени неожиданности сигнала. Чем больше время реакции, тем труднее реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. Отсюда нетрудно сделать вывод о важности развития навыков оценки обстановки и прогнозирования ее развития для надежной работы водителя.

Доказано, что слабости нервной системы неизменно сопутствует ее высокая чувствительность. Способность замечать слабые сигналы, хорошо чувствовать ситуации, очевидно, помогает и водителям слабого типа нервной системы. Они раньше могут замечать возникновение нарушений, осложнение дорожных ситуаций, формирование опасности и заблаговременно принимать меры, уходить от опасностей или готовиться к противодействию им.

Установлено, что хороший водитель в сложных аварийных ситуациях обычно реагирует даже несколько медленнее, чем плохой. Хороший водитель понимает, что в подобных случаях надо действовать всегда точно и наверняка, поэтому он старается в аварийных ситуациях как можно полнее оценить обстановку и быстрее выбрать в ней оптимальный вариант действия.Он знает, что если в обычных условиях еще допустимо ошибаться, а потом исправлять и корректировать свои действия, то в аварийной ситуации нет времени для исправления ошибок. Плохой же водитель в аварийной ситуации спешит что-то сделать. Его быстрые двигательные реакции в таких случаях свидетельствуют скорее всего о его активном оборонительном рефлексе, т.е. о его панике. А поспешность здесь ведет к тому, что человек часто действует невпопад, усугубляет и без того сложную ситуацию и делает ее непоправимой.

Кроме того, известно, что водителю приходится действовать в разных дорожных условиях. Бывает режим, который можно назвать минимальным. Он возникает, например, при вождении автомобиля летом в хорошую погоду по широкому незагруженному загородному шоссе. Чаще всего возникает оптимальный режим — вождение автомобиля по улицам большого города среди многочисленных транспортных средств. В настоящее время с учетом большого количества автомобилей преобладает именно данный режим. Возможен еще и экстремальный режим, который возникает при резком усложнении дорожной обстановки, при неожиданных отказах техники.

Так вот доказано, что люди, отличающиеся слабой нервной системой, способные, может быть, хорошо работать в минимальном и оптимальном режимах, резко снижают надежность и безопасность работы в экстремальном режиме. Хотя следует признать, что абсолютно надежного по природе водителя не бывает. Если хорошо подготовленный водитель с сильной нервной системой способен успешно справляться с экстремальными задачами, то ему свойственно допускать ошибки в простых задачах, к решению которых у него нет особого интереса, а поэтому и мотивации. Водитель же со слабой нервной системой хорошо решает простые задачи, но чаще теряется в экстремальной ситуации и из-за этого допускает опасные ошибки.