Повороты
Повороты бывают различных видов. В основном их можно классифицировать по следующим признакам:
1. Радиус поворота. От радиуса зависит в первую очередь скорость его прохождения.
2. Холмистость дороги. Понятно, что на высоких скоростях, поворот даже на небольшой подъем намного легче проехать, чем под уклон.
3. Выпуклость (вогнутость) дороги. Дорога может быть наклонена в какую либо сторону или быть вогнутой или выпуклой. Поворачивать намного проще на вогнутой дороге или наклоненной в нашу сторону.
Также необходимо правильно проезжать несколько поворотов подряд, особенно если они идут в разные стороны (так называемые S – образные повороты). Самое главное помните, что с точки зрения динамики автомобиля это не два разных поворота, а один маневр. Это связано с тем, что даже после прохождения любого поворота автомобилю нужно время, пусть и очень небольшое, чтобы полностью «успокоиться» после него. В случае нескольких поворотов подряд этого времени нет. Поэтому "входить" в такой S-поворот необходимо на скорости ниже чем в один поворот аналогичного радиуса.
В самой технологии поворота лично я выделяю три момента: подготовка или вход, сам поворот, выход. Если что не совпадает с мнением или знанием профессиональных гонщиков, напоминаю, это моя «классификация». И каждый этап несет в себе определенную последовательность действий. Я опишу это в таблице на примере стандартного поворота под прямым углом направо на автомобиле ВАЗ 21093. Будем считать, что машина движется в правом ряду.
Вход в поворотВключаем поворотник. Тормозим до скорости реальной в данной ситуации, включаем II передачу.
| ||
ПоворотПосле этого начинаем поворачивать руль (если скорость выше средней для данного поворота, я поворачиваю руль обратно, и потом снова вправо-влево) и одновременно на долю секунды сбрасываем газ. Потом докручиваем руль на нужный угол и, примерно в середине поворота, начинаем его выкручивать в обратную сторону. Вместе с тем давим на педаль газа все сильней. | ||
Выход из поворотаНа выходе из поворота колеса должны стоять прямо. Можно переходить на более высокую передачу, т.к. двигатель уже к этому готов.
|
Вот несколько примеров: поворот направо (прямой угол), поворот направо (небольшой радиус), поворот налево (гололед). Отличное видео про повороты смотрите по этой ссылке.
Основные принципы при поворотах следующие:
1. Поворот нужно проезжать всегда на передаче. Передача, чаще всего более низкая, включается перед входом, переход на более высокую - после выхода. Переключать передачи в повороте нежелательно по двум причинам. Во-первых, в результате этих действий ухудшается сцепление с дорогой, т.к. теряется связь двигателя с колесами (в скользком повороте автомобиль может занести). Во-вторых, крутить руль в повороте, на мой взгляд, лучше двумя руками. В данном случае не приходится одновременно выполнять несколько действий, их можно и лучше делать последовательно. Очень многие водители перед поворотом включают передачу, но при этом выжимают сцепление, а когда машина вошла в поворот отпускают его (достаточно часто делают это даже без «перегазовки»). Действительно, подобный маневр несколько улучшает вход в поворот, за счет того, что когда выжимаешь сцепление, происходит пусть и слабое, но торможение автомобиля, т.к. скорость снижается и машина «клюет носом». Непонятно только, зачем вообще столько лишних телодвижений, когда делать ничего не нужно. Рули и работай педалью газа.
2. В процессе поворота руль должен крутиться всегда. Не должно быть такого момента: руль повернут - машина поворачивает. Я думаю, что именно в момент, когда колеса неподвижны, возникает занос. И если летом это не чувствуется, то на летней резине на льду заметно очень сильно. Однако данной принцип легко соблюдать, когда поворот достаточно крутой и само кручение руля делается сначала в сторону поворота, потом в обратную и в момент выхода колеса стоят строго прямо. В случае затяжного поворота и небольшого радиуса (например, при проезде кругового перекрестка) это сделать невозможно, но для преодоления возникновения заноса нужно просто сам руль крутить влево-вправо на угол поворота. Таким образом, сам поворот делится на несколько поворотов, и в каждом из них происходит вход и выход.
Иногда в повороте обнаруживается плохой участок дороги, например выбоины. Для увеличения безопасности проезжайте их по прямой, используя деления поворота на два: до выбоины и после. Почему это опасно написано в данной статье.
В поворотах, особенно на высоких скоростях, необходимо помнить про все факторы, которые могут оказать влияние на успешное его прохождение. Однако самое сильное влияние оказывают дорожные условия, влияющие на сцепление с дорогой, такие как гололед, снег и дождь. Здесь при описанной выше технологии поворота корректировать манеру езды не придется, необходимо лишь выбирать нужную скорость.
И еще проявляйте максимальную осторожность, когда поворачиваете и не видите что дальше. Там может быть что угодно: стоящая машина, пешеходы и т.д. Более подробно это описано в статье «Влияние условий видимости» и показано в видео уроках.
Поворот на 180 градусов – это уже разворот. Можно ехать просто, а можно и с ручником. Кому интересно смотрите здесь развернуть.
Учиться таким маневрам нужно только в безлюдных местах, например, я в свое время тренировался на старом аэродроме. Перед самим разворотом переходим на II, поворачиваем руль в сторону разворота, выжимаем сцепление и дергаем ручник. Начнется вращение автомобиля. Поворачиваем руль прямо и отпускаем ручник. Включаем сцепление, жмем на газ и подкручиваем руль. Смотрите первый и второй варианты разворота.
Для того, чтобы научиться правильно выполнять «Полицейский разворот», «Разворот на 180 градусов задним ходом» и «Разворот на 360 градусов» читайте уроки вождения экстра-класса от профессионального гонщика.
Когда я начал работу над сайтом, я хотел написать очень много про повороты. Но сейчас вижу, что большая часть информации осталась неучтенной. Думаю, это как раз один из тех случаев, когда описать очень сложно. Очень незабываемые ощущения доставляют повороты зимой на летней резине при слабом сцеплении (голодед, сильный снег). Приятно осознавать, что можешь ехать достаточно качественно и быстро. Предугадываешь все варианты поведения машины и заранее их корректируешь. В 2005 году, когда снег выпал очень поздно (в декабре), я с трудом его дождался именно по этой причине. Хотя, профессиональные гонщики, конечно, могут ездить намного быстрее.
Мне кажется, что большинство водителей не представляют динамики движения автомобиля. Они заставляют машину поворачивать, хотя она на самом деле этого не хочет. Конечно, на невысоких скоростях и хорошей резине заноса не происходит и машина поворачивает. Однако можно и нужно ездить по другому. Машина должна сама хотеть повернуть. В этом случае езда будет более безопасной, комфортной как для пассажиров так и для агрегатов машины. Это невозможно осуществить без тренировок. Поэтому, кто хочет научиться самостоятельно рекомендую поездить на летней резине в гололед. Выберите подходящий открытый поворот и пробуйте. Также можно испытать и торможение. Уверен, будете удивлены истинным поведением машины на дороге. Лучше тренироваться когда никого нет (например, рано утром).