Трогание с места, ускорение
Начало движения
Трогание с места условно можно разделить на два типа: начало движения (от обочины) и продолжение движения после остановки (на перекрестке, в пробке). В первом случае необходимо убедиться, что никого нет. Для этого нужно обязательно поворотом головы проверить это. Если плохо видно можно это сделать приоткрыв дверь. Если видимость ограничена (например, сзади стоит большой автомобиль), выезжайте постепенно. Для этого необходимо плавно выехать на небольшое расстояние и еще раз убедиться в отсутствии помех. Разгон осуществляйте плавно, в случае необходимости это позволит другим водителям скорректировать последующие действия (вот что может быть если выезжать резко - передним и задним ходом). Умение плавно трогаться также очень важно в современных условиях на дорогах (пробки, парковка). Нужно научиться очень плавно «работать» педалями сцепления и газа. Это позволит двигаться буквально на несколько сантиметров.
Чаще всего трогание с места в стандартной дорожной ситуации не создает проблем. С этого начинаются практические курсы вождения в любой автошколе. В «тепличных условий» это сделать просто (днем, когда никого нет, асфальт сухой и так далее), однако порой приходится трогаться в различных местах и условиях.
Определенный навык требуется при трогании на подъеме. В автошколах учат, что необходимо использовать ручник. Лично я, как и многие другие водители, так не делаю. Если вижу что стоять на «горке» долго, выключаю передачу и удерживаю автомобиль тормозом, в противном случае «играю» сцеплением и газом, не давая автомобилю откатится назад. Теперь что касается непосредственно трогания. Некоторые водители используют следующую последовательность действий: правая нога на тормозе, левая начинает отпускать сцепление и как только водитель почувствует момент начала трогания, правая нога быстро переходит с тормоза на газ и машина начинает движение. Откат при таком приеме минимален, но есть риск заглохнуть если что то будет сделано неверно. Я делаю несколько по другому: быстро переношу ногу с тормоза на газ, при этом не «газую» постоянно, а нажимаю-отпускаю педаль газа. Сразу после этого плавно и быстро отпускаю сцепление. При этом хоть и происходит некоторый откат назад, но практически отсутствует риск заглохнуть и сам процесс трогания в гору происходит быстрее.
Бывает нужно тронуться на гладком льду, укатанном снеге, и порой даже хорошая зимняя резина не позволяет это сделать качественно. В данном случае давить на газ бесполезно, машина будет буксовать на ровном месте. Поможет трогание «внатяг», выполняемое за счет пробуксовки сцепления. При этом необходимо следить, чтобы передние колеса были в положении прямо, поскольку даже небольшой поворота колес усложняет трогание. Если началась пробуксовка, не газуйте, а попробуйте заново.
В данном случае очень помогает использование высоких передач для трогания (II или даже III). Поэтому рекомендую научится трогаться со II и с III передачи. Если тронулись, а нужно поворачивать, то переходите на I передачу после трогания с места. Я читал, что для устранения пробуксовки можно немного вытянуть ручник, но мне показалось это малоэффективным. Хотя, исходя из специфики данный способ должен подойти и на автоматической коробке передач.
Трогаться на песке, грязи нужно активнее с пробуксовкой, однако после начала движения необходимо двигаться с постоянной скоростью, причем внатяг, например на II со скоростью 15-20 км/ч (машина ВАЗ 21093).
Интенсивный разгон
Иногда бывает необходимо резко начать ускорение с места. Например, вы стоите на перекрестке и сзади несется автомобиль прямо на вас, хотя лично со мной такого не было. Чаще всего это нужно для быстрого старта на перекрестке. Тут нужно помнить про коэффициент сцепления. Так называемое «крутое» трогание с места, когда колеса пробуксовывают особенно в самом начале трогания не самое эффективное. Здесь необходима определенная грань, которая достигается опытным путем (необходимо 20-25% проскальзывания). II и III передачу нужно включать после того, как двигатель вышел в режим максимальных оборотов. Можно сказать даже не включать, а «втыкать» (переключаем согласно таблицы 2 статьи «Как переключать передачи»). Кроме того, при включении II и III передачи можно не до конца отпускать сцепление. Разгон за счет его пробуксовки будет еще эффективней. Убедиться в этом может каждый.
Очень часто в опасной ситуации многие тормозят, хотя далеко не всегда это лучше. Торможение – это лишь замедление скорости, которое полностью лишает возможности маневра.
Для примера возьмем следующую ситуацию. Вы повернули со второстепенной дороги на главную, и неверно рассчитали скорость автомобиля на главной слева. В случае узкой дороги и отсутствия обочины необходимо разгоняться очень быстро. Иначе либо этот автомобиль врежется сзади, либо выедет на полосу встречного движения. |
Аналогично, если вы находитесь в стадии завершения обгона и неверно рассчитали скорость обгоняемого автомобиля, а впереди оказался поворот или подъем. В данном случае необходимо с «перегазовкой» быстро перейти на более низкую передачу, чаще всего подходит III (если скорость была в диапазоне 70–100 км/час). Можно просто немного выжать сцепление, и за счет его пробуксовки без переключения передачи автомобиль получит дополнительное ускорение. Хочу обратить внимание, что для отработки данных маневров необходимо тренироваться. Более подробно способы перегазовки описаны в соответствующей статье.