Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Мышление за рулем

В жизни часто возникают задачи, которые нельзя решить, опираясь только на ощущение и восприятие. Для решения многих вопросов необходимо анализировать, обобщать поступающую информацию и, используя прошлый опыт, делать необходимые выводы. Подобные задачи человек решает только с помощью мышления.

Мышлением называется процесс отражения в сознании человека связей и отношений между предметами и явлениями действительности. Это высший познавательный процесс, позволяющий человеку отражать в своем сознании не только внешние особенности воспринимаемых предметов, но и их сущность. Мышление — это обобщенное и опосредованное (не прямое, не непосредственное) отражение действительности. Оно дает нам возможность познавать то, чего мы непосредственно не наблюдаем, предвидеть ход событий и результаты наших собственных действий.

Различают три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. В понятии отражаются общие и наиболее существенные свойства предметов и явлений, оно является элементом мысли. Мыслить понятиями — это значит мыслить словами, так как понятия формируются через язык на основе восприятий и представлений. В суждении выражен итог мысли. Так, например, при взгляде на дорогу у водителя возникает суждение: «Впереди мост, обгонять нельзя». Суждение является простейшей формой мыслительного процесса. Умозаключение — более сложный процесс, в котором из одного и нескольких суждений выводится новое. Например: «Сейчас будет крутой поворот дороги, на повороте следует уменьшить скорость,— значит, мне нужно уменьшить скорость». Умозаключение лежит в основе прогнозирования, т. е. способности опытного водителя предвидеть изменение дорожной обстановки, чтобы соответствующими целенаправленными действиями предупредить возникновение опасных ситуаций.

Способность водителя к прогнозированию свидетельствует о высоком уровне его мастерства.

В зависимости от характера выполняемой деятельности условно различают три вида мышления: нагляднодейственное, связанное с осуществлением практической деятельности (вождение автомобиля); образное, при котором предметы непосредственно не воспринимаются, а представляются в памяти (например, воображаемое вождение автомобиля по определенному маршруту или воображаемые действия в различных дорожных ситуациях); отвлеченное, или абстрактное, когда изучаются общие понятия и закономерности явлений (например, освоение законов динамики, установление законов движения материи и т.д.).

Для деятельности водителя характерен особый тип мышления — оперативное, совершающееся в ходе практической деятельности и направленное на решение практических задач. Для него характерны: тесная связь, переходящая в единство, между восприятием и осмысливанием быстро изменяющейся дорожной обстановки; непосредственное включение мышления в практическую деятельность; жестко лимитированное время, что определяет немедленное исполнение принятых решений; повышенный эмоциональный фон работы, требующий высокого нервно-психического напряжения.

При оперативном мышлении водитель в условиях жестко ограниченного времени должен мысленно воссоздать и представить элементы, из которых складывается дорожная ситуация (автомобиль, пешеход, другие участники движения, дорога, среда движения), привести в движение образы этих элементов и на основе их перемещения увидеть план своих наиболее целесообразных действий. При этом, водитель должен учитывать влияние, какое окажут его действия на дорожно-транспортную обстановку в целом с точки зрения безопасности всех участников движения. Оперативное мышление протекает у опытного водителя очень быстро. Скорость его замедляется под влиянием утомления, болезненного состояния и после употребления алкоголя. Мышление может быть не критическим (при отсутствии проверки предположений), тогда вместо полезной быстроты появляется вредная торопливость мышления и, как следствие, неправильные действия.

Оперативное мышление может улучшаться с накоплением опыта. Французские специалисты, например, считают, что начинающие водители в течение первых 500 км пробега поглощены только своим автомобилем и не реагируют на других участников движения. По мере увеличения пробега от 500 до 3000 км поведение водителя начинает соответствовать дорожной обстановке. И только после 3000 км навыки управления автомобилем настолько стабилизируются, что новичка можно считать настоящим водителем.

Чем глубже знания человека, тем продуктивнее процесс мышления. Однако сами по себе знания еще не могут обеспечить правильного мышления, если человек не умеет ими управлять. Правильное мышление водителя определяется его специальными знаниями и опытом, которые обеспечивают своевременное извлечение из кладовых памяти сведений, необходимых для принятия решений и выполнения действий в конкретной дорожной ситуации.