Восприятие дорожной ситуации и иллюзии, возникающие при управлении автомобиля
Водитель оценивает условия движения преимущественно визуально. В процессе движения взгляд водителя скачкообразно перебрасывается с одного объекта на другой, как бы выделяя опорные точки, вырисовывающие пространственный коридор, по которому он ведет автомобиль. Причем чем выше скорость, тем сложнее это делать.
Правильный прогноз дорожных ситуаций невозможен без знаний условий восприятия дорожной ситуации и иллюзий, возникающих в процессе движения.
Иллюзии за рулем
При управлении автомобилем предметы и явления иногда могут восприниматься водителем в неправильном, искаженном виде. Такое неправильное восприятие называется иллюзией. Наиболее часто иллюзии возникают при определении размеров предметов и направления движения. Когда из окна вагона мы видим, как трогается рядом стоящий поезд, то возникает иллюзия движения своего поезда. При отсутствии зрительного контроля за мелькающими в окнах вагона объектами у пассажира возникает иллюзия движения в обратном направлении. Причины иллюзий различны. Так, например, водитель, совершая обгон на большой скорости, воспринимает дорогу уже, чем это есть на самом деле.
Правильное восприятие ширины дороги может быть искажено перспективой поворота, на котором дорога кажется значительно уже, чем в действительности. Нередко круговые повороты дороги воспринимаются как эллипсы, длина кривых водителю кажется уменьшенной, а крутизна поворотов увеличенной. Относительно пологие подъемы за длинными спусками воспринимаются более крутыми. При определенном угле освещения сухое асфальтированное покрытие кажется мокрым. Когда головные фары автомобиля светят слишком низко, создается впечатление движения автомобиля по спуску, и наоборот. Двухъярусные габаритные фонари на автобусах создают впечатление, что на дороге находится не один, а два автомобиля и дорога идет вверх.
На крутых спусках ухудшается пространственное зрение, а если спуск происходит на повороте дороги, которая кажется в перспективе сужающейся, то это ведет и к тому, что водитель начинает прижиматься к осевой линии дороги. Создается опасность столкновения с выходящим из-за поворота автомобилем. Имеются данные, что на уклонах дороги в 6 % безопасность движения снижается вдвое, а если на таком уклоне есть еще поворот, она падает в 5-6 раз.
Следует различать реальные сужения дороги (например, ремонт) и мнимые, воспринимаемые водителем в силу некоторых особенностей его характера. К примеру, на мосту ширина проезжей части может быть равной остальным участкам, однако из-за особенностей восприятия водители фактически чувствуют себя здесь более стесненными. Аналогичный эффект возникает на участках с высокими ограждениями, бордюрами и т.п., от которых водитель удаляет автомобиль тем больше, чем выше ограждение и скорость движения.
Следует также учитывать, что человеческий глаз оценивает ширину дороги в зависимости от высоты расположенных рядом с ней вертикальных сооружений по отношению к проезжей части. В результате одна и та же ширина дороги может восприниматься водителем как разная. На рисунке приведены различия восприятия ширины дороги в зависимости от высоты путепровода (низкий и высокий). |
Отмечено, что движение автомобилей с темной окраской кажется более медленным, а расстояние до них меньше, чем в действительности. Именно этим объясняется, что автомобили темных цветов значительно чаще попадают в аварии. Предрасполагающими условиями для возникновения иллюзий являются: отрицательные эмоции (неуверенность, страх, сомнение), ослабление внимания, утомление, состояние алкогольного опьянения, неправильная рабочая поза. К основным мерам борьбы с иллюзиями следует отнести: правильный режим труда и отдыха, знание водителями характера и причин возникающих у них иллюзий, выработку прочных навыков управления автомобилем и повышение уверенности в себе, знание качества своего внимания, правильное его распределение.
В психологических экспериментах установлено, что на оценки скорости движения отдельных объектов влияют их размеры. Те объекты, которые имеют большой размер, кажутся движущимися медленнее, чем фактически, а меньшего размера - наоборот. Когда люди со стороны оценивают скорость движения одиночного мотоцикла, то она ими завышается, а фуры - занижается.