Переключение передач
Движение с переключением передач в восходящем порядке (вверх)
Перед началом движения учащийся выполняет на месте действия, соответствующие переключению передач в восходящем порядке; он обращает внимание на последовательность, скорость и координацию действий.
После этого выполняется трогание с места. Для того чтобы лучше представлять динамику движения автомобиля, перед переключением передачи выполняется движение с ускорением и замедлением — плавное увеличение скорости до величины, близкой к максимальной на данной передаче, плавное уменьшение скорости педалью дросселей до минимальной величины (не допуская рывков автомобиля). Движение с ускорением и замедлением повторяется несколько раз.
Затем учащийся устанавливает скорость, оптимальную для перехода на следующую передачу. Перед переключением передачи внимание учащегося направлено на восприятие скорости движения по набеганию дороги и на восприятие на слух шума работающего двигателя.
В момент достижения скорости, оптимальной для перехода на следующую передачу, выполняются следующие действия: быстрое выключение сцепления с одновременным отпусканием педали дросселей; выключение передачи; включение высшей передачи (по слуху контролируется шум, сопровождающий включение передачи); включение сцепления (более быстрое, чем при трогании с места) и увеличение оборотов двигателя педалью газа. После перехода на высшую передачу также выполняется движение с ускорением и замедлением, а затем плавная остановка.
На следующем этапе упражнения формируется навык перехода на высшую передачу за минимальное время. Общая последовательность выполнения упражнения остается прежней, исключается движение с ускорением и замедлением.
Движение с переключением передач в нисходящем порядке (вниз)
Сначала учащийся на месте выполняет действия органами управления, соответствующие переходу на низшую передачу; обращает внимание на последовательность, координацию и скорость выполнения действий. После этого осуществляется трогание с места и разгон до высшей передачи. Затем следует плавное уменьшение (педалью тормоза) скорости движения автомобиля до оптимальной для перехода на низшую передачу. Перед переходом на низшую передачу внимание учащегося направляется на восприятие и запоминание оптимальной для перехода скорости движения. В момент достижения скорости, оптимальной для перехода на низшую (промежуточную) передачу, выполняются следующие действия: быстрое выключение сцепления с одновременным отпусканием педали дросселей; выключение передачи (контроль нейтрального положения рычага); включение низшей передачи (слуховой контроль шума, сопровождающего включение передачи); включение сцепления.
После включения низшей передачи внимание направляется на оценку изменения скорости движения автомобиля, которая должна изменяться плавно, без рывков. Наличие рывков свидетельствует о неправильном выборе скорости перед переходом на низшую передачу или резком отпускании педали сцепления.
На первом этапе упражнения надо последовательно переходить с IV на I передачу, включая промежуточные. После перехода на I передачу осуществляется плавная остановка автомобиля. Усвоив навык последовательного перехода на низшую передачу, учащийся начинает обучаться переходу с высшей на низшую передачу, минуя промежуточные.
Выполнив упражнения по этой теме, учащийся должен уметь осуществлять быстрый и плавный переход с высшей передачи на низшую, самостоятельно выбирая момент переключения передач, бесшумно включая их.
Для перехода к содержанию всех уроков нажмите здесь.