Эксплуатационные свойства автомобиля
Качества автомобиля предупреждать ДТП и снижать тяжесть их последствий оценивается таким комплексным эксплуатационным свойством, как конструктивная безопасность автомобиля, включающим активную, пассивную, послеаварийную и экологическую безопасность.
Автомобиль должен быть безопасным в любых условиях. Требования конструктивной безопасности должны быть сохранены в течение всего срока службы автомашины. Каждый водитель должен уметь критически оценивать эти свойства и принимать меры к их сохранению.
Возможность безопасного управления зависит от умения водителя оценивать и использовать активную безопасность автомобиля — свойство автомобиля предупреждать ДТП или снижать вероятность его возникновения. Овладев этим свойством, водитель сможет изменить характер движения автомобиля в начальной стадии опасной ситуации и предупредить ДТП.
Активная безопасность автомобиля зависит от его компоновочных (габаритных и весовых) параметров, тяговой и тормозной динамичности, устойчивости, управляемости и информативности.
Компоновочные параметры
Габаритные параметры оказывают влияние на формирование транспортного потока и безопасность движения. Эти параметры оказывают влияние на возможность реализации динамических и тормозных качеств автомобиля, от них во многом зависят его управляемость, устойчивость и информативность.
Масса автомобиля, характер и расположение пассажиров и груза оказывают непосредственное влияние на возможность реализации динамических и тормозных качеств, а также на управляемость и устойчивость автомобиля.
Тяговая и тормозная динамичности
Тяговая динамичность характеризует способность автомобиля производительно выполнять транспортные функции. Чем динамичнее автомобиль, тем он способен быстрее разгоняться и двигаться с более высокой скоростью в разнообразных условиях движения. Повышение тяговой динамичности возможно за счет увеличения удельной мощности двигателя и улучшения его приемистости, что достигается уменьшением массы автомобиля, улучшением его обтекаемости, совершенствованием конструкции двигателя, трансмиссии и ходовой части. Автомобиль, обладающий относительно более высокой тяговой динамичностью, в реальных дорожных условиях обладает большим запасом мощности, который может расходоваться на преодоление дорожных сопротивлений и на разгон.
Одной из тенденций развития современных автомобилей всех типов является улучшение их тяговой динамичности, однако это сопровождается совершенствованием других качеств конструктивной безопасности (пассивной, послеаварийной и экологической), в том числе управляемости, устойчивости и информативности, но прежде всего тормозной динамичности. Тормозная динамичность оценивает способность автомобиля к экстренной остановке в случае внезапного появления препятствия на пути движения.
Устойчивость и управляемость автомобиля
Нарушение поперечной устойчивости при прямолинейном движении (курсовой устойчивости) проявляется в изменениях направления движения («рыскание» по дороге), что может быть вызвано следующими причинами:
- действием боковых сил (ветра, поперечной составляющей массы и др.);
- моментом, создаваемым различными по величине тяговой или тормозной силами на колесах левого и правого борта;
- буксованием или скольжением колес одного борта;
- резким разгоном, торможением или поворотом управляемых колес;
- неодинаковой регулировкой колесных тормозов;
- неисправностью в рулевом управлении (большой люфт, заклинивание), разрывом шин и др.
Автомобиль с плохой курсовой устойчивостью занимает полосу, существенно превышающую габаритную ширину. «Рыскание» по дороге требует от водителя постоянных корректирующих действий с целью удержания автомобиля на полосе движения.
Под потерей автомобилем устойчивости подразумевают опрокидывание или скольжение автомобиля. В зависимости от направления опрокидывания и скольжения различают продольную и поперечную устойчивость. Более вероятна и опасна потеря поперечной устойчивости, которая происходит под действием центробежной силы, поперечной составляющей силы тяжести автомобиля, силы бокового ветра, а также в результате ударов колес о неровности дороги.
Показателями поперечной устойчивости автомобиля являются максимально возможные скорости движения по окружности и углы поперечного уклона дороги (косогора).
Автомобиль может потерять поперечную устойчивость и во время прямолинейного движения, если водитель очень резко повернет управляемые колеса, хотя бы и на небольшой угол. Возникающая при этом центробежная сила может весьма быстро достигнуть значения силы сцепления шин с дорогой и вызвать занос.
Если скорость автомобиля велика, а коэффициент сцепления мал, то резкий поворот управляемых колес вызовет занос автомобиля в течение весьма короткого промежутка времени. В особенно неблагоприятных условиях это время может оказаться меньше времени реакции водителя и он не успеет принять мер для ликвидации начавшегося заноса. Чтобы избежать потери автомобилем устойчивости, необходимо плавно уменьшать скорость до начала поворота, в особенности на влажной и скользкой дороге.