Закрыть X

 Поиск по сайту



 Наше сообщество




 Видео уроки


фильм я-хороший водитель


Последнее обновление информации по фильму
17 января 2011.


 Пригодится


Тест «Какой вы водитель?»

Алкогольный калькулятор

 Поделиться



 Кнопка сайта

Rambler's Top100





Как чувствовать автомобиль

Чтобы безошибочно управлять автомобилем, водитель должен своевременно и точно воспринимать необходимую информацию от дороги, среды движения и автомобиля. Эту информацию он получает с помощью психических процессов — ощущения и восприятия.

Ощущение — это отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств. Различают ощущения зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, двигательные и др. При помощи ощущений водитель оценивает отдельные свойства предметов и явлений: форму, цвет, размеры, положение подвижных и неподвижных объектов на дороге.

Восприятие — это психический процесс, который дает целостное представление о предмете, явлении в виде его единого образа. Совокупность восприятий дает водителю представления о положении своего автомобиля по отношению к другим участникам движения, скорости движения, состоянии дороги, среды движения и т. д. Качество восприятия, т. е. его быстрота, полнота и точность, зависят от знаний и опыта водителя. Опытный водитель при одних и тех же условиях увидит больше и быстрее, чем новичок.

Если водителя спросят, какие органы чувств он использует при управлении автомобилем, то он, конечно, в первую очередь назовет зрение. В общей сложности с помощью зрения он воспринимает примерно 90 % всей необходимой для его жизнедеятельности информации. Опытные водители, кроме зрения, назовут и слух. По звуку работы двигателя, по шелесту шин на асфальте они тоже судят о том, как ведет себя автомобиль. Однако есть еще и другие каналы чувствительность, которыми руководствуются опытные водители. Так, вестибулярный аппарат позволяет им тонко реагировать на возникающие в машине ускорения. О них водитель судит также и по силе прижатия тела к сиденью. Важным каналом информации, которым руководствуется водитель при управлении машиной, является так называемая кинестетическая чувствительность, иначе говоря, мышечные (двигательные) ощущения органов движения.

Опытный водитель ощущает малейшие изменения в положении автомобиля и в сцеплении колес с грунтом. «Чувство машины» является результатом комплекса зрительных, слуховых, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений.

Таким образом, можно заключить, что мышечные ощущения, которые получает водитель от руля автомобиля, оказываются очень полезным для него каналом информации. Этот канал ценен и тем, что сигналы от него проходят в центральную нервную систему в несколько раз быстрее, чем от канала зрения или слуха. Поэтому хотелось бы посоветовать водителям, чтобы они обращали большее внимание на ощущения, которые воспринимаются от руля. Это позволит им лучше чувствовать автомобиль. С накоплением опыта водители это начинают сами понимать. Необходимо лишь, чтобы они быстрее осознали пользу этого канала чувствительности.

При исследовании работы пилотов, водителей автомобилей было замечено, что некоторые из них в процессе управления машиной на прямолинейных участках слегка покачивают руль вправо — влево. И есть основание предполагать, что это делается не случайно. Они, сами того не осознавая, стараются получить дополнительную кинестетическую информацию. Пока руль стоит нейтрально, от него водитель не получает данных об управлении. Когда же он смещает руль в ту или другую сторону, то начинает чувствовать нагрузки на нём, лучше ощущать движение автомобиля и при этом может убеждаться в том, что он ему послушен.

В психологии известно, что когда человек использует техническое средство, например отвертку, она становится как бы продолжением его руки, и мышечная чувствительность руки смещается на инструмент. Действительно, заворачивая винт, человек кончиком отвертки ощущает, как поддается винт, т.е. благодаря кинестетическим ощущениям рука человека как бы сливается с инструментом, а через него — и с тем объектом, на который он воздействует.

Нечто подобное происходит при управлении автомобилем. Если отвертка становилась продолжением руки человека, то автомобиль становится как бы продолжением его тела. И когда это происходит, водитель начинает по-настоящему чувствовать автомобиль, начинает как бы сосуществовать вместе с ним. В таком случае он уже становится способным быстро и легко реагировать на самые разнообразные нюансы его движения. Вот тогда-то даже со стороны можно разглядеть искусство, «почерк» того или иного водителя.